Метки

, ,

Александр Григорьевич Лукашенко пользуется любовью и уважением значительной части левой общественности как в России (и некоторых других странах, входивших в состав Советского Союза), так и в Республике Беларусь, которую он возглавляет уже более полутора десятилетий. Александр Григорьевич это знает. Александру Григорьевичу это очень нравится. Александр Григорьевич был бы совсем глупым человеком, если бы не постарался использовать любовь и уважение к себе со стороны представителей левых сил, – а личная глупость к числу недостатков Александра Григорьевича совсем не относится.

Совсем недавно, к восторгу своих почитателей и обожателей в Беларуси и России, Александр Григорьевич, встречаясь с секретарем “Коммунистической партии Белоруссии” Карпенко, заявил следующее (дословно): “Самая понятная и близкая народу идеология — коммунистическая. Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе — стремление к равенству и социальной справедливости… С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь ХХ век. С этой идеологией были одержаны великие победы — над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос… Коммунистическая идеология, основанная на идеологии марксистско-ленинской, должна стать одной из главных составляющих белорусской государственной идеологии”.

Идеология – это вещь полезная, но, с точки зрения “идеологии марксистско-ленинской”, отнюдь не самоценная. Насколько та или иная идеология приживётся и насколько сильно она будет влиять на деятельность людей, – это определяется общественной почвой, в которую падают “семена” идеологии. Александр Григорьевич это понимает, поэтому (тоже к восторгу своих почитателей) сразу же приступил к обработке этой самой почвы: “Давайте откровенно говорить: надо их поддержать. Не содержать, допустим, за счёт бюджета, но поддержку надо оказать. Ведь все эти «пятиколонники» получают солидные вливания из-за рубежа. А партии, которые нас поддерживают, страну поддерживают, действуют в интересах народа, не имеют порой даже офиса и комнаты для того, чтобы организовать приём людей… И в конце концов мы и их можем попросить, чтобы они нам давали информацию с мест. Это не чуждые нашему народу партии, поэтому я не боюсь и публично говорю о том, что они не должны влачить нищенское существование. Там, где они нужны народу, по тем направлениям мы им должны помогать”. Денежные вливания в ту или иную партию – это уже нечто более существенное, чем просто признание “идеологической близости”. Но если говорить об общественном бытии в целом, – то и они имеют далеко не самое главное значение.

Между тем, общественные условия, сложившиеся на сегодня в Беларуси, столь своеобразны, что для хотя бы более-менее полного их осмысления потребуется, пожалуй, несколько больших научных монографий. Пока мы можем сказать лишь несколько слов, освещающих исследуемый вопрос в самом общем виде, в самом первом приближении.

Начать следует не с экономики, а с политики, – ибо, как отмечал Ленин (и о чём постоянно забывают представители российской, – и не только российской, – левой общественности), “Политика есть концентрированное выражение экономики (…) Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит за­бывать азбуку марксизма” (ПСС, т. 42, с. 278). В Беларуси долгое время не было должности “президента”, – печально известные “Беловежские соглашения” Шушкевич, как известно, подписывал в качестве председателя Верховного Совета Белоруссии. До самого 1994 года Беларусь продолжала оставаться советской республикой, хотя, как и в России, Советы там уже были изрядно разбавлены буржуазным парламентаризмом. Причём, депутаты беларусского Верховного Совета оказались настолько заражены буржуазным парламентаризмом, что если в России Ельцину, чтобы избавиться от их собратьев, пришлось производить государственный переворот и расстреливать защитников Советской власти (в том числе из танков), – то в Беларуси “народные депутаты” сами, исключительно мирно, произвели весной 1994 года государственный переворот.

На словах изменения в положении депутатов, после принятия новой конституции Беларуси, были незначительными, – но это только на словах. Конституция Республики Беларусь 1978 года, в последней действовавшей редакции, устанавливала (статья 93): “Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью”, – новый основной закон говорил совсем иное: “Депутат Верховного Совета осуществляет свои полномочия в Верховном Совете на профессиональной основе или по его желанию не порывая с производственной или служебной деятельностью” (статья 92). Взяли, то есть, депутаты однажды, – да и превратили себя в “профессионалов” по собственному желанию, совершенно не спрашивая своих избирателей о том, желают ли они таких изменений в положении своих избранников. Положение о возможности отзыва депутатов избирателями (Конституция РБ 1978 г., ст. 96) тоже куда-то исчезло. Ещё народные депутаты, захотевшие стать буржуазными парламентариями, отобрали у народа право выбирать судей: если согласно последним редакциям Конституции Беларуси 1978 года, народные судьи избирались, по крайней мере, областными (и минским городским) Советами народных депутатов (ст. 151), а народные заседатели, обладавшие (ст. 153) всеми правами судей, и вовсе собраниями граждан по месту жительства или работы, – то теперь дело назначение судей должны были взять в свои руки “президент” и обособившийся от народа Верховный Совет (“Президент Республики Беларусь (…) назначает судей Республики Беларусь, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции Верховного Совета”, – основной закон Беларуси 1994 года, статья 100).

Среди депутатов, совершивших государственный переворот, был и Лукашенко Александр Григорьевич. Со времени государственного переворота 1994 года он, через некоторое время избранный “президентом”, довольно значительно расширил область своих личных полномочий. Если брать ту же область правосудия (о важности которой, думается, не стоит сильно распространяться, – достаточно сказать, что суд в хотя бы относительно демократическом государстве является единственным органом, который может на законной основе лишить любого гражданина весьма значительной части его прав и возможностей; решения о лишении любого человека свободы, о признании его дееспособным или недееспособным, – чьи бы желания за этими решениями не стояли на деле, – формально в подавляющем большинстве современных цивилизованных государств принимаются судом, и только им; естественно, это не означает, что судей нельзя подкупить или каким-то другим способом заставить действовать в интересах тех или иных лиц, партий, общественных классов, – их можно подкупить или запугать, их подкупают и запугивают, но мера, в которой это возможно, сильно зависит от действующих в том или ином государстве законов), – первоначально новоявленный Верховный Совет Беларуси имел полномочие “избирать Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь” (ст. 83 первоначальной редакции основного закона 1994 года), – теперь же “президент” Беларуси “назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь” (ни с кем не согласуя свои решения), а также “с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда”, имея, к тому же, возможность в любое время единолично освободить любого из этих судей от должности (ст. 84, пп. 8 — 11); более того, получение согласия Совета Республики облегчается тем, что “Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь” (ст. 91).

Зато теперь белорусам возвращено право отзывать депутатов, но если раньше “депутат, не оправдавший доверия избирателей или общественной организации, мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей или избравшей его общественной организации в установленном законом порядке”, – то теперь (действующая редакция “конституции” Беларуси, ст. 72) “отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом”, а законы принимают всё те же “профессионалы” при деятельном участии “президента”: “Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства” (ст. 92).

Чем это всё оборачивается на деле, – известно достаточно хорошо: противников Лукашенко (“пятую колонну”), среди которых (как и среди противников Путина в России) есть люди самых разных убеждений, от националистов и либералов (в Беларуси эти направления, в силу ряда особенностей её истории, намного ближе друг к другу, чем в России) до анархистов и коммунистов, тамошние “правоохранители” в шлемах и бронежилетах время от времени избивают, да так, что события 6 мая 2012 года в Москве могут показаться довольно невинной толкотнёй. Но, может быть, есть, ради чего? Может быть, “Народный Диктатор” бьётся с действительной “пятой колонной” ради народного счастья?

Вот здесь приходит самое время взглянуть на положение в народном хозяйстве Беларуси. Причём, на показатели вроде “экономического роста” мы смотреть не будем, потому что способов их расчёта – десятки, если не сотни, и получить всегда можно тот итог, который будет нужен данному счетоводу. Есть показатели более надёжные.

Для начала, ещё раз обратимся к действующему основному закону Беларуси. Его 13 статья заслуживает того, чтобы привести её полностью:

Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.”

Имя, отчество и фамилия человека, в интересах которого “государство осуществляет регулирование экономической деятельности”, известны слишком хорошо, чтобы называть их ещё раз. По большому счёту, в части управления государством (и, соответственно, действительного участия в управлении государственной собственностью) у граждан Беларуси осталось только одно право, – право голосования на очередном референдуме, где им предлагается выбор из двух “альтернатив”: “Хай Лукашэнка застаецца”, – и, соответственно, “Нехай Лукашэнка застаецца”.

В 2010 году, перед очередным подобным плебисцитом, именуемым “президентскими выборами”, Лукашенко подал в Центральную комиссию Беларуси по организации и проведению выборов сведенья о своих доходах и имуществе за 2009 год, из которых следовало, что за весь 2009 год доход Лукашенко составил 94 539 101 беларусский рубль. Допустим, что этой довольно скромной величиной ограничивается, на самом деле, весь доход Лукашенко за 2009 год. Сравним этот доход со средним доходом белорусского трудящегося, в частности – промышленного рабочего. По данным беларусской государственной статистики, в общем и целом среднемесячная зарплата в Беларуси в 2009 году была 981584 беларусских рубля, в промышленности — 1049095 белорусских рублей (заметим, что эта величина складывается не только из зарплат рабочих, но допустим, для простоты, что средняя зарплата промышленного рабочего в Беларуси в тот год была примерно такой). Путём умножения этих чисел на количество месяцев получим, что годовой доход “среднего” трудящегося в Беларуси составлял 11779008 рублей, годовой доход “среднего рабочего” – 12589140 рублей. Годовой доход Лукашенко, признанный им самим, в 8 с лишним раз превышал годовой доход “среднего” труженика и более чем в 7,5 раз превышал доход “среднего рабочего”. Конечно, в России этот разрыв – ещё выше, но “идеология марксистско-ленинская” просто-таки заставляет в этом месте воскликнуть: “Это – за какие, собственно, заслуги?!”.

Для сравнения. Перед “выборами” 2006 года Лукашенко тоже сообщил своему Центризбиркому сведенья о доходах – за 2005 год, соответственно. Если верить этим данным, годовой доход Лукашенко в 2005 году составил 59 172 668 беларусских рублей. Зарплата “среднего" труженика в Беларуси была тогда 463741 рубль (годовой доход — 5564892 рубля), "среднего рабочего" — 490674 рубля (годовой доход — 5888088); доход “президента” превышал годовой доход “среднего” труженика и “среднего рабочего” более чем в десять раз. И можно было бы поставить в заслугу Александру Григорьевичу и его подельникам “умелое управление государственной собственностью на благо рядовых трудящихся”, если бы не одно обстоятельство. В 2005 – 2009 годах, за которые произошло “относительное обогащение пролетариев”, в Беларуси бурно развивалась частная собственность: “За последнее пятилетие в среднем за год в Беларуси создавалось более 15 тыс. частных предприятий. По состоянию на 1 января 2012 года число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,7 раза. Растет и количество занятых в частном секторе: если в 2007 году этот сектор обеспечивал работой 49,3% занятых в экономике, то в 2010 году – 55,8%, в 2011 году – 56,6%. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных рабочих возросла с 28,6% от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 32,8% в 2011 году”. Есть все основания полагать, что если благосостояние тружеников Беларуси за 2005 – 2009 годы и выросло немного, то благодарить им за это следует не Лукашенко, а… других капиталистов, крупных и мелких: “С 2007-го по 2011 год доля негосударственного сектора экономики в ВВП выросла с 53,1% до 64,9%. Продолжается тенденция роста удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года он составил 21,7%. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 год достиг 27,8%, в том числе от юридических лиц – 25,4%”. Как всё это соотносится с “идеологией марксистско-ленинской”, – пусть каждый для себя сам решает.

Перейдём теперь к производительным силам Беларуси. Главной производительной силой в любом обществе, как известно, является сам производитель, сам человек. Изрядная часть российских поклонников “крепкого хозяйственника” Лукашенко любит, в перерывах между хвалебными словами “рачительному хозяину”, рассуждать о “геноциде русского народа”. Происходит этот геноцид на самом деле или нет – вопрос для отдельного обсуждения, но речь идёт не о действительном геноциде, а о “геноциде” как предмете для разговоров (по большей части досужих). Чтобы рассуждения о “геноциде” выглядели убедительнее, приводятся данные переписей, свидетельствующие о значительном уменьшении числа жителей России, и “высчитывается”, какая доля этого уменьшения пришлась именно на русский народ. А вот как обстоит дело с движением населения в Беларуси (иногда даже, представьте себе, “Социалистической Белоруссии”), – об этом поклонники Лукашенко молчат. К счастью, пока ещё не молчит государственная статистика Беларуси, данные которой весьма красноречивы.

В 1989 году в Белорусской ССР проживало 10,1518 миллиона человек; это число лучше запомнить, и всегда учитывать, что население Беларуси, “изначально”, было примерно в 15 раз меньше населения России, – то есть, чтобы понять значение чисел, которые будут приведены далее, их следует прикладывать к России… умножив на 15. Итак. К 1999 году население Беларуси составляло 10,0452 миллиона человек. Убыль за десять лет составила свыше 100 тысяч человек; в "пересчёте" на Россию — полтора миллиона. Можно предположить, что Лукашенко, став во главе Беларуси лишь в 1994 году, к 1999-ому просто не успел “разгрести демократическое наследие”; но, думается, даже самый пылкий поклонник Лукашенко должен будет признать, что работа по “разгребанию” в первое пятилетие правления Лукашенко уже шла, и шла бурно. Есть основания думать, что уж в следующие десять лет она не могла не принести плоды. И перепись 2009 года, действительно, выявила некоторые изменения; к 2009 году в Беларуси проживали… 9,503807 миллиона человек. Убыль за десять лет полноценного “беларусского социализма” – больше 500 тысяч человек; в “пересчёте” на Россию – около 8 миллионов человек. И это нельзя объяснить “эхом войны” (а потери, понесённые Беларусью в годы Великой Отечественной войны, действительно огромны): в 1959 – 1989 годах население Беларуси весьма устойчиво росло, хотя за эти годы “эхо” должно было “дойти” не один раз (и оно доходило, – только к вымиранию народа это не приводило); да и в 1989 – 1999 годах “эхо” не могло не сказываться на движении населения (и оно сказывалось).

Есть ещё одно подтверждение тому, что “эхо войны” не имело решающего значения для произошедшего в 1999 – 2009 годах. Одним из важнейших показателей для настоящей демографии, действительной науки о движении населения (а не той “демографии”, данными которой любят потчевать “уважаемых избирателей” правители, подобные Путину и его подельникам), является суммарный коэффициент рождаемости – среднее количество детей, которых одна женщина в данной стране рожает за всю свою жизнь. К счастью, государственная статистика Беларуси не держит этот показатель в тайне, – поэтому мы можем воспользоваться следующим источником: Население Республики Беларусь. Статистический сборник – Минск, 2011. Важные для нас данные находятся на странице 273. В 1989 году в Беларуси этот показатель был равен 2,026, – близко к уровню простого воспроизводства. Данные за следующие годы необходимо привести полностью: 1990 — 1,913; 1991 — 1,805; 1992 — 1,764; 1993 — 1,623; 1994 — 1,533; 1995 — 1,406; 1996 — 1,335; 1997 — 1,250; 1998 — 1,300; 1999 — 1,310; 2000 — 1,317; 2001 — 1,286; 2002 — 1,240; 2003 — 1,232; 2004 — 1,233; 2005 — 1,252; 2006 — 1,335; 2007 — 1,429; 2008 — 1,488; 2009 — 1,509; 2010 — 1,494. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости в годы правления Лукашенко или падал, или поднимался очень незначительно; причём, если и поднимался (любопытно, что последний подъём начинается с 2004 года – как раз когда стали достигать совершеннолетия “дети Чернобыля”), – то никогда не достигал уровня 1993 – 1994 годов, последних лет “демократии”.

Людей (а значит – и будущих рабочих) в Беларуси, как можно видеть, рождается всё меньше. Но вот будущий труженик родился, вырос, получил образование, готов, наконец-то, приступить к производственной деятельности, – и что ждёт его в “крепком хозяйстве” “патриота-государственника” Лукашенко? В годы “беларусского социализма” в Беларуси трудились, в среднем, порядка 4,5 миллионов человек. Численность безработных мужчин (ясно, что, из-за любви значительной части российской общественности к Лукашенко, все безработные женщины немедленно окажутся в рядах “домохозяек”, даже если это безработные женщины, “зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите”) в 1995 – 2003 годах составляла порядка 40 тысяч человек, в 2004 – 2011 годах – порядка 15 тысяч (остальные спаслись в “малом бизнесе”?). Будем считать, что работу в Беларуси найти довольно легко.

Показатели смертности на производстве в Беларуси, сами по себе, не так уж высоки, – но нужно иметь в виду, что общее количество работающих при “беларусском социализме” составляло порядка 4,5 миллионов человек в год. По данным государственной статистики, которые заведомо неполны ("Труд и занятость в Республике Беларусь", 2011 год; с. 207, — в примечаниях разъясняется неполнота), в 1990 году на производстве погибло 445 беларусских тружеников, а в последующие годы, соответственно: 1991 — 402; 1992 — 401; 1993 — 408; 1994 — 370; 1995 — 345; 1996 — 312; 1997 — 310; 1998 — 294; 1999 — 298; 2000 — 258; 2001 — 234; 2002 — 228; 2003 — 214; 2004 — 248; 2005 — 235; 2006 — 228; 2007 — 214; 2008 — 185; 2009 — 186; 2010 — 198. Если же “пересчитывать” на Россию, – то получится, что в некоторые годы смертность на производстве в Беларуси была даже выше, чем в России; в то же время, уменьшение числа смертей на производстве начинается ещё в годы “демократии”. Но если безвременной гибели беларусский пролетарий избежать, скорее всего, сможет, – то избежать работы в не просто вредных, а несоответствующих санитарно-гигиеническим нормативам (нормативам, установленным "крепкими хозяйственниками" в "крепком хозяйстве"), условиях ему будет намного труднее: “709681 рабочее место не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам (28,7% от общего количества)”. Соответствует ли всё это “равенству” и “социальной справедливости”? Есть подозрение, что не соответствует.

Подведём итоги. В Беларуси сложился порядок, при котором хозяином государства (а значит – и государственной собственности) является отнюдь не народ (и даже не представители народа, на которых обычные трудящиеся могут оказывать сколько-нибудь значительное влияние, даже чисто нравственное), а Лукашенко А.Г. (естественно, не один, а с достаточно многочисленными подельниками). При этом, в Беларуси бурно развивается частная собственность, укрепляют своё положение крупные и не очень крупные капиталисты: “Растет и количество занятых в частном секторе: если в 2007 году этот сектор обеспечивал работой 49,3% занятых в экономике, то в 2010 году – 55,8%, в 2011 году – 56,6%”. Рабочие же живут в условиях, которые не слишком-то лучше российских (что, временами, заставляет беларусских тружеников искать работу за границей, в том числе и в России).

В то же время, Лукашенко и его подельники, признавая, что никакой в “их” стране не социализм (“провал социалистического эксперимента”), тем не менее, затрачивают некоторые средства (вероятно — немалые) на то, чтобы и в Беларуси, и в России определённая часть общественности продолжала верить в существование “Беларусского Социализма”. Теперь для этого будет задействована и полудохлая беларусская “компартия”.

Воля рабочих Беларуси не сломлена, но одолеть Лукашенко и его подельников им будет чрезвычайно трудно. Лукашенко располагает достаточно мощными вооружёнными силами, хорошо обученными и верными ему “правоохранителями”, — включая карательные отряды “особого назначения”, – и развитыми спецслужбами; при этом, даже профсоюзное движение в Беларуси достаточно жестоко подавляется (примеры — [1], [2]), о том, какому давлению будет подвергаться по-настоящему революционное движение, не стоит и говорить.