Метки

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

15 – 28 февраля

Вторая половина февраля отмечена продолжением общего подъёма в российском рабочем движении. Забастовки и уличные выступления трудящихся проходят по всей стране, – и хотя пока в них, быть может, вовлечено не так много людей, “работодатели” и буржуазное начальство уже вынуждены идти на некоторые уступки.

Транспортная отрасль по-прежнему остаётся в России “горячей точкой”, – и это всё сильнее затрагивает не только “глубинку”, но и Москву. 15 февраля завершилась “незаметная” забастовка московских таксистов, после чего официоз вынужден был, сквозь зубы, признавать: “Около 1,5 тысяч таксистов на три дня вышли из так называемых приложений-агрегаторов, плюс около 50 машин вообще не выезжали на улицу. Это из общего числа в 50 тысяч. Москва даже не заметила. Тем не менее, проблема осталась” (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2358868), – а уже 16 февраля на улицу вышли около сотни водителей эвакуаторов, возмущённых тем, что в январе “работодатель” без всяких предупреждений уменьшил их зарплату в два раза (http://russian.rt.com/article/74736); “работодатель”, в лице начальства государственного предприятия “Автомобильные дороги”, усиленно делал вид, что “всё прекрасно” (http://360tv.ru/news/v-gbu-avtomobilnye-dorogi-ne-podtverdili-zabastovku-voditelej-jevakuatorov-14431), но российское буржуазное начальство по-другому вообще редко когда себя ведёт.

“Незаметная” забастовка водителей такси проходила с 13 по 15 февраля не только в Москве, но и в ряде других крупных российских городов. В большинстве случаев капиталисты и буржуазное начальство пытались просто “не замечать” происходящее (впрочем, делалось это слишком шумно), — но кое-где, например в Челябинске, решили “наказать” бастующих водителей. Однако уже 18 февраля из Челябинска пришла вот такая новость: “Южноуральская служба заказа такси «Максим» разблокировала часть водителей, участвовавших в акции протеста” (http://www.newdaynews.ru/chel/525892.html), – не нуждающаяся, думается, в особых пояснениях. Бодрые заявления (http://www.rg.ru/2015/02/17/rekord-site-anons.html), – это одно, а настоящая жизнь, всё-таки, другое; на деле, “хозяева России”, судя по всему, не на шутку перепугались, из-за чего стали относительно уступчивыми.

21 февраля на улицу вышли таксисты города-героя Сталинграда (временно – “Волгоград”), – около сотни человек собрались на городской Площади Металлургов, чтобы выразить возмущение действиями “работодателей”, которые устанавливают такие расценки и так распределяют получаемую от работы таксистов прибыль, что, в итоге, “таксистам приходится фактически конкурировать с общественным транспортом — троллейбусами и маршрутными такси” (http://news.vdv-s.ru/society/?news=259626), хотя у такси совершенно другое предназначение. Это частное проявление свойственной буржуазному обществу анархии производства, разумеется, сильно бьёт по простым труженикам; боясь, что на улицу выйдет “слишком много” людей, “работодатели” прибегли к угрозам: “Нам поступают угрозы от руководителей диспетчерских служб. Вплоть до того, что придут «разбираться» к нам домой. А на митинге якобы будут фотографировать участников и увольнять узнанных” (http://yug.svpressa.ru/society/article/113604/), – и, казалось бы, это им помогло, митинг, заявленный на две тысячи человек, собрал в разы меньше… вот только недовольство трудящихся никуда не делось. И если сообщения, подобные этому: “Строители закатали в бетон бригадира и прораба” (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2053127), – до сих пор приходившие, в основном, из строительной отрасли (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2171409), начнут через какое-то время поступать и из транспортной (тем более, что предпосылки уже есть: http://mosday.ru/news/item.php?357132), в этом вряд ли будет что-то удивительное, а уж вопроса “кто виноват” и вовсе возникнуть не должно.

Тем временем, начало прорываться наружу и недовольство работников железных дорог. 16 февраля стало известно, что железнодорожники Кургана, взволнованные сообщениями о возможном расформировании местного вагонного участка, написали российскому “национальному лидеру” письмо с требованием вмешаться в происходящее (http://www.znak.com/kurgan/articles/16-02-18-32/103560.html). А 22 февраля железнодорожники Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ), ведомые местной ячейкой Межрегионального профсоюза железнодорожников (входит в Союз профсоюзов России, являющийся, – пока, – частью Конфедерации труда России), устроили митинг у здания буржуазной “администрации” города (http://www.unionstoday.ru/news/2015/02/25/20271). Трудящиеся выразили возмущение поведением прислужников начальника Российских железных дорог Якунина (близкого друга российского “национального лидера”), которые заставляют железнодорожников выходить из “неудобного” профсоюза. Было особо отмечено, что, – хотя непосредственным поводом для митинга стало отстранение от работы местных машинистов Ю.Зубарева и В.Малича, – подобным образом ведут себя начальники во всей “империи” Якунина: “По имеющимся данным из других профсоюзных организаций железнодорожников разных регионов России подобные случаи не единичны. Повсеместно практикуется использование руководством подразделений ОАО «РЖД» «проверки знаний» в целях оказания давления на неугодных машинистов и их помощников. Указанные «проверки» являются откровенным и демонстративным нарушением Конституции РФ и Трудового законодательства” (не для того Ельцин и Путин с приспешниками принимали эти «законы», чтобы самим их исполнять).

Конфедерация труда России продолжила во второй половине февраля борьбу за освобождение из застенков брошенных туда в конце прошлого года работников транспортной отрасли, – вожака докеров приморского порта Восточный Л.Тихонова и авиадиспетчеров московского аэропорта Внуково Р.Дунаева, С.Кривсун и А.Круглова (об обстоятельствах “внуковского дела” уже говорилось: https://k0rsdrp.wordpress.com/2015/02/01/news194/). 21 февраля в Ленинграде (временно – “Санкт-Петербург”) поддержать Л.Тихонова вышли на улицу докеры, к которым присоединилась и левая общественность города на Неве (http://www.solidarnost.org/news/V_Sankt_Peterburge_proshel_miting_za_svobodu_Leonida_Tihonova.html); в тот же день в поддержку внуковских узников выступили два десятка авиадиспетчеров Сталинграда (http://www.solidarnost.org/news/V_Volgograde_trebovali_osvobodit__vnukovskih_aviadispetcherov.html).

От выступлений транспортных рабочих самое время перейти к действиям тех, кто производит транспортные средства. В соответствующей части “империи” Якунина во второй половине февраля было весьма неспокойно. Уже рассказывалось (https://k0rsdrp.wordpress.com/2015/02/15/news195/) об обращении к российскому “национальному лидеру” рабочих Коломенского завода, потребовавших призвать Якунина и его слуг к порядку. Тогда же, ещё в начале февраля, из Калинина поступили сообщения о грядущих массовых сокращениях на “Тверском вагоностроительном заводе”, в связи с чем профсоюзная ячейка пригрозила собрать 20 февраля многолюдный митинг (http://rborba.ru/46330108ABAF2/54D6FED8DD331.html). К 13 февраля митинг был уже “согласован” местным начальством (http://tvernews.ru/news/198138/), – в связи с чем капиталисты и их обслуга, что называется, задёргались. В итоге, уже появившийся приказ о сокращении 1967 рабочих ТВЗ был отменён (http://www.rg.ru/2015/02/20/reg-cfo/tvz.html); выйти из сложившегося положения совсем без потерь рабочим не удалось, – под сокращение попали, в общей сложности, порядка 800 человек. Тем не менее, профсоюзная ячейка приняла решение отменить митинг (http://www.solidarnost.org/news/Profkom_Tverskogo_vagonostroitel_nogo_zavoda_otmenil_miting.html), – вместо него 19 февраля на территории завода прошло собрание рабочих, на котором выступили представители буржуазного начальства разных уровней; “умиротворить” рабочих, судя по всему, не удалось: “Встреча продлилась около полутора часов, но люди, уходящие с нее были не удовлетворены — многие считали, что им навешали лапши на уши, как это было в ноябре 2014 года” (http://profcom-tvz.ucoz.ru/news/19_fevralja_2015_goda_khronika/2015-02-20-96). 20 февраля несколько десятков рабочих пришли на встречу депутатом российского “парламента” от национал-социалистической “Компартии Российской Федерации” Соловьевым (http://profcom-tvz.ucoz.ru/news/vstrecha_s_deputatom_kprf_vmesto_mitinga_oao_tvz/2015-02-20-97). Ничего содержательного депутат-зюгановец не сказал, – но, нужно отдать ему должное, и призывать к голодовкам (http://october-bolsh.tumblr.com/p100), а также иным вредным для здоровья (и опасным для жизни) пролетариев действиям, тоже не стал.

25 февраля весть о вспышке недовольства пролетариев пришла с ещё одного крупного российского предприятия по производству транспортных средств, – знаменитого Волжского автомобильного завода, “АвтоВАЗа”. Рабочие пусконаладочного цеха предприятия, ведомые деятелями профсоюза “Единство” (входит в Межрегиональный профсоюз “Рабочая ассоциация”, являющийся частью КТР), ещё 8 февраля (http://www.unionstoday.ru/news/2015/02/26/20277) стали работать в строгом соответствии со всеми правилами и требованиями, начали “итальянскую забастовку” (http://www.regnum.ru/news/1898807.html). Ячейка ФНПР на “АвтоВАЗе” выступление, к сожалению, не поддержала: “Мы в курсе, что об этом написали в СМИ, но в цехе, где, к слову, большинство работающих – члены нашего профсоюза, ничего подобного на данный момент не происходит. Проблема касается одной-единственной бригады. Могу сказать, что там действительно были рабочие моменты, так бывает на производстве, но даже и слова такого — «забастовка» — не звучало, — рассказал заместитель председателя первички Сергей Марченко” (http://www.solidarnost.org/news/Sluhi_o_zabastovke_na__AvtoVaze__sil_no_preuvelicheny.html).

Теперь – о выступлениях пролетариев, занятых в других частях обрабатывающей промышленности. 10 февраля на пикет к буржуазной “администрации” Костромы вышли около полусотни рабочих завода “Стромнефтемаш” (http://kprf.ru/party-live/regnews/139161.html); в ноябре прошлого года они были уволены с предприятия (в настоящая время большая часть оставшихся на заводе рабочих отправлена в отпуск), перед этим их ограбили путём многомесячной невыплаты зарплат. Пролетарии, в конце концов, обратились к национал-социалистам из “КПРФ”, – и те, вопреки своему обыкновению, предложили пролетариям не поголодать, а собраться у “мэрии”. Дальнейшее, видимо, оказалось неожиданностью и для самих зюгановцев (“Рассчитывали, что на пикет придёт человек 15-20”), и для буржуазного начальства Костромы, сразу же начавшего обещать рабочим, что теперь-то всё наладится. Пролетарии, однако, отнеслись к посулам чиновников с недоверием, и 19 февраля пришли к зданию костромского областного “парламента”; зрелище десятков рассерженных рабочих, видимо, произвело на “народных избранников” неизгладимое впечатление: “Увидев происходящее под окнами думы, депутаты регионального парламента решили во внеочередном порядке рассмотреть кризисную ситуацию, сложившуюся на ООО «Стромнефтемаш». Перед депутатами выступил представитель службы судебных приставов Павел Севин, который заявил, что из имущества завода удалось продать два автомобиля, в ближайшее время на продажу выставят еще 14 машин общей стоимостью 3,7 миллиона рублей, а вырученные средства направят на закрытие долгов по зарплате. Пока, по словам депутатов, работникам поступили деньги только от продажи одного авто, при этом каждому из сотрудников перечислили смехотворные суммы: от шести до 100 рублей” (http://www.rg.ru/2015/02/19/reg-cfo/protest-anons.html).

13 февраля вновь напомнили о себе рабочие завода “БазЭлЦемент-Пикалево” (Ленинградская область), – они вышли на пикет, выразив возмущение отказом капиталистов индексировать из заработную плату (http://www.solidarnost.org/articles/Kak_sekonomit_na_chlenah_profsoyuza.html). Повышение зарплат в зависимости от роста потребительских цен – обязанность “работодателя” по заключённому на “БазЭлЦемент-Пикалево” коллективному договору… тем не менее, у трёх четвертей рабочих завода зарплаты в этом году почти не выросли, несмотря на существенный рост цен. После пикета “проснулась” буржуазная “трудовая инспекция” Ленинградской области (http://47news.ru/articles/85446/), но 19 февраля, по итогам “проверки”, сделала вывод, что капиталисты никаких буржуазных правил не нарушили (http://www.regnum.ru/news/economy/1897507.html).

16 февраля рабочие Уярского мясокомбината (Красноярский край) вышли на митинг к проходной предприятия (http://www.solidarnost.org/articles/Dolg_so_styda_krasen.html). Пролетарии выразили своё возмущение тем, что с 2013 года их грабят путём невыплаты зарплат, – к началу 2015 года награблено таким путём было уже более 600 тысяч рублей (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2360772), – и потребовали от капиталистов и буржуазного начальства предпринять действия по сохранению комбината, находящегося на грани уничтожения.

16 февраля из Омска поступило сообщение, что рабочим местной фабрики мороженого “Инмарко”, уже несколько лет (https://k0rsdrp.wordpress.com/2014/12/16/news191/) ведущим под руководством ячейки “Новых профсоюзов” борьбу против фабричного начальства, представляющего англо-голландскую империалистическую корпорацию “Юнилевер”, удалось добиться повышения зарплат почти на 8% (http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=3706).

17 февраля в Березовском (Свердловская область) закончилась забастовка рабочих предприятия “КТП-Урал”, – почти все пролетарии были отправлены в “прогул по простою” (http://www.newdaynews.ru/ekb/525832.html), а шестерым устроителям стачки вручили уведомления об увольнении. Казалось, “работодатели” одержали победу (http://justmedia.ru/news/society/v_kompanii_nachalis_goneniya_na_lyudej_profsoyuzniki_vozmushheny_situacziej_na_ktpural), но торжествовать капиталистам пришлось недолго, – уже 26 февраля “стражи порядка”, вынужденные внять требованиям пролетариев, арестовали счета “КТП-Урал” и потребовали от “работодателей” выплатить рабочим долги по зарплате и устранить остальные нарушения буржуазных правил, которых обнаглевшие капиталисты допустили немало (http://www.otr-online.ru/news/v-sverdlovskoi-oblasti-41103.html).

20 февраля долгая и упорная борьба, развёрнутая в январе – начале февраля нынешнего года рабочими Вологодского машиностроительного завода, принесла, наконец, свои плоды: пролетариям, наконец, начали возвращать деньги, украденные путём невыплаты в течение целых 8 месяцев зарплат (http://www.solidarnost.org/news/Na_Vologodskom_mashzavode_nachalis__vyplaty_dolgov.html). За день до этого, 19 февраля, буржуазная “трудовая инспекция” Вологодской области подвела итоги проверки на другом вологодском предприятии, труженики которого в первой половине февраля выходили на улицу, – “Вологодском текстиле”, – и подтвердила, что хозяева завода ограбили пролетариев путём невыплаты зарплат (http://git35.rostrud.ru/news/257823.html).

24 февраля стало известно, что на Тейском руднике, рабочие которого в начале февраля пригрозили “работодателям” и чиновникам провести митинг (впоследствии он был отменён), буржуазная “трудовая инспекция” Хакасии провела проверку и выявила целый ряд нарушений прав, которые за пролетариями признаёт даже российское буржуазное “законодательство” (http://www.19rus.info/index.php/ekonomika-i-finansy/item/27551-rukovodstvo-tejskogo-rudnika-zaplatit-shtraf). Начальство Тейского рудника было оштрафовано на 45 тысяч рублей и получило указание устранить нарушения.

25 февраля рабочие завода “Дальневосточный арсенал” обратились с открытым письмом к российскому “национальному лидеру” и его министру обороны (http://www.regnum.ru/news/1898838.html). Пролетарии выразили своё возмущение тем, что их грабят путём невыплаты зарплат, – и постарались привлечь “высочайшее” внимание к бедственному положению предприятия, поставленного “умелыми” действиями буржуазных управленцев на грань уничтожения.

27 февраля башкирское отделение Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности решило отменить митинг рабочих Кумертаусккого авиационного производственного предприятия. Пригрозив буржуазному начальству митингом, авиастроители добились отзыва приказов о массовом сокращении работников КуАПП и “замораживании” фонда оплаты труда (http://www.solidarnost.org/news/Miting_aviatsionschikov_v_Bashkirii_otmenen__v_svyazi_s_udovletvoreniem_trebovaniy.html).

Свой вклад в общий подъём пролетарского движения внесли во второй половине февраля и российские строители. 16 февраля порядка трёх сотен рабочих Георгиевского РСУ-108, с декабря прошлого года обворовывавшиеся капиталистами путём невыплаты зарплат, начали забастовку в станице Незлобной Ставропольского края (http://www.stavropolye.tv/society/view/78828).

19 февраля отказались работать труженики предприятия “Саратовгэсстрой” (Балаково, Саратовская область), – их, как и многих из их братьев по классу, ограбили путём невыплаты зарплат (http://news.sarbc.ru/main/2015/02/19/165802.html).

Остаётся рассказать ещё о двух непохожих друг на друга политических выступлениях, в которых приняли участие деятели ведущих российских профсоюзных центров. 22 февраля в Ленинграде прошёл “Антикризисный митинг”, в качестве устроителей которого выступили ленинградское отделение Объединенной коммунистической партии и другие объединения левой общественности (http://www.okpspb.ru/13270.html); в мероприятии приняли участие деятели ряда профсоюзов, входящих в Конфедерацию труда России, в том числе Межрегионального профсоюза “Рабочая ассоциация” (http://mpra.su/news/mpra/1787-Pust-za-krizis-platiat-te-kto-ego-sozdal); левая общественность и рабочие заводов Ленинграда и Ленинградской области выступили за то, чтобы за “экономический кризис”, вроде бы начавшийся в России (есть мнение, что происходящее в стране следует называть несколько по-другому), платили те, кто несёт ответственность за его возникновение, – капиталисты и высшие чиновники. А за день до того, 21 февраля, в Москве состоялись шествие и митинг в ознаменование прошлогодних событий в Киеве, приведших к присоединению Крыма к России (есть мнение, что именно в этом, – а также в обеспечении притока в Россию дешёвых рабочих рук, в лице беженцев с Донбасса и из других частей тогдашней Украины, – и состоял смысл событий); среди прочих общественных объединений, в шествии приняли участие солидное представительство Союза профсоюзов России, – и небольшая делегация Федерации независимых профсоюзов России, во главе, однако, с её председателем Шмаковым (http://fnpr.ru/n/241/10471.html). Представители ФНПР, которую в среде левой общественности принято к месту и не к месту обвинять в оппортунизме, – пришли на шествие с собственными, профсоюзными лозунгами… и: “Выступая 25 февраля на Российской трехсторонней комиссии, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков рассказал о давлении на профсоюзных демонстрантов на марше «Антимайдан» из-за «неуместных» лозунгов. По его словам, к участникам профсоюзной колонны подошли представители власти и потребовали убрать плакаты с социальными призывами. Эту информацию подтвердил еще один участник шествия, заместитель председателя ФНПР Давид Кришталь: — Это было при мне. Попросили убрать лозунг «Нет повышению пенсионного возраста». Обоснование было такое, что он не имеет отношения к заявленной теме митинга” (http://www.solidarnost.org/news/FNPR_osudili_za_sotsial_nye_lozungi.html).

В завершение, как всегда, напоминаем каждому из наших читателей, что представленный Вашему вниманию обзор составлен на основе данных, опубликованных в российских буржуазных средствах массовой информации и представляющих собой, в любом случае, взгляд капиталистов или, в лучшем случае, мелких буржуа на рабочее движение; некоторые из этих СМИ, к тому же, являются государственными (“Вести”, РИА Новости, “Маяк” и др.) либо контролируются людьми, близкими к государственной власти (“Regnum”), – это, поскольку российское государство сегодня является государством буржуазным, означает, что если они и признают неправоту отдельных капиталистов в противостоянии с рабочими, то ими никогда не будет признана порочность всей системы капиталистических производственных отношений. Авторы обзора, не имея в настоящее время прочной связи с российским рабочим движением, вынуждены смотреть на него глазами буржуазных журналистов, то есть, по сути дела, глазами капиталистов, – последствия этого преодолеть, к сожалению, удаётся не всегда, потому мы призываем наших читателей к критическому осмыслению предлагаемых материалов, особенно в том случае, если кто-либо из наших читателей является непосредственным участником или очевидцем описываемых событий.