Метки

, , , , , , , , , , , , , , , , ,

16 – 31 января

Как и следовало ожидать, вторая половина января ознаменовалась оживлением российского рабочего движения. Впрочем, о сколь-нибудь решительных действиях речи, пока, не шло: пролетарии предпочитали ограничиваться заявлением требований или же угрозами “работодателям”.

Насколько известно, в частности, пока так и не состоялась забастовка на Хабаровском пассажирском автотранспортном предприятии № 1, о возможности которой мы рассказывали ранее (https://k0rsdrp.wordpress.com/2015/01/16/news193/). Тем не менее, предзабастовочное положение на ХПАТП-1 сохраняется (http://www.solidarnost.org/articles/Vopros_vyzhivaniya.html).

Не началась пока стачка и на Вологодском машиностроительном заводе. 19 января больше семи десятков рабочих завода собрались на митинг и, обсудив сложившееся положение, решили отложить проведение забастовки (http://newsvo.ru/news/86813), – чтобы, с одной стороны, после её начала буржуазное начальство не могло придраться к трудящимся, и, с другой стороны, “работодатели” и чиновники могли ещё раз попытаться вывести завод из того бедственного положения, куда сами эти “друзья народа” предприятие и завели.

Грозили “работодателям” забастовкой и рабочие Александровского машиностроительного завода (Молотовская область – временно “Пермский край”), ограбленные путём невыплаты зарплат: “Сегодня, 23 января 2015 года, зарплаты за декабрь 2014 года до сих пор нет. Причем по договору зарплату обязаны платить два раза в месяц — 15 и 30 числа каждого месяца. Если на этой неделе не дадут зарплату, лично я планирую бастовать с понедельника, 26 января 2015 года” (http://v-kurse.ru/news/economy/rabochie_aleksandrovskogo_mashzavoda_vybivayut_zarplatu_zabastovkami/). Точных данных о том, состоялась ли там забастовка, у нас пока нет, – но, судя по всему, скорее не состоялась.

Впрочем, кое-где до решительных действий, – правда, довольно своеобразных, – всё-таки дошло. Так, 19 января из Челябинска пришла весть, что труженики тамошнего международного аэропорта начали увольняться из-за низких зарплат, которые начальство, к тому же, далеко не всегда платит вовремя (http://www.newdaynews.ru/chel/523072.html). На первый взгляд, это похоже на бегство с поля боя… но, если присмотреться к условиям труда этих работников и обстановке в российском обществе в целом, – бастовать работникам аэропортов запрещено, для восстания сейчас и вообще-то не лучшее время (в 2012 году условия были куда благоприятнее), так ещё и значительную часть боеспособных людей, с Урала в том числе, “вытянули” на Донбасс, – то станет ясно, что по-другому вести борьбу труженики Челябинского аэропорта и не могут. Если же начальство аэропорта “возьмётся за ум” и станет просить уходящих остаться, – а это не исключено, – то эта борьба даже может привести к успеху.

В январе продолжилось противостояние на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, начавшееся во второй половине декабря прошлого года (https://k0rsdrp.wordpress.com/2014/12/31/news192/). Столкнувшись с сопротивлением рабочих, начальство КнААЗа пошло на хитрость: “Сверхурочные подработки на Комсомольском авиационном отменили, а расценки остались те же, отчего все потеряли в зарплате. А виновными в этом объявили рабочих 26 цеха, которые ранее открыто выступили, протестуя против заниженных расценок и добровольно-принудительных сверхурочных” (http://amurmedia.ru/news/khabkrai/14.01.2015/414384/sverhurochku-otmenili-i-v-potere-zarabotka-obvinili-nas-komsomolskie-aviastro.html), – то есть, попыталось натравить одних рабочих предприятия на других. Помогла эта “военная хитрость”, видимо, не очень сильно, – и вскоре начальство пустило в ход кнут и пряник, причём одно непосредственно прилагалось к другому: «Рабочим цеха № 26 КнААЗа в Комсомольске-на-Амуре, выступившим против низких зарплат и постоянных переработок, одним приказом объявили выговор за нарушение правил трудового распорядка, а другим – намерены изменить условия труда, вводя ряд мер для стабилизации ситуации, включающих пересмотр норм труда, ремонт и замену оборудования» (http://amurmedia.ru/news/politics/19.01.2015/415392/vigovor-s-zamenoy-oborudovaniya-predpisali-nedovolnim-komsomolskim-aviastroitel.html).

21 января стало известно, что администрация российского “национального лидера” удосужилась ответить на резолюции митингов в защиту “северных” надбавок и дополнительных выплат, проведённых профсоюзами Архангельской области в Архангельске и Северодвинске в ноябре 2014 года (https://k0rsdrp.wordpress.com/2014/12/01/news190/). Из ответа можно понять, что в ближайшее время “северные” буржуазное начальство трогать не будет: “Как сообщили ИА REGNUM в Федерации профсоюзов Архангельской области, в письме указывается, что для объективного и всестороннего рассмотрения обращения в Министерстве труда были запрошены документы и материалы. В профильном ведомстве сообщили, что министерство предложило концептуально рассмотреть основные подходы к порядку применения районных коэффициентов, и это вызвало широкую дискуссию на Общественном совете при Минтруде России. Однако чиновники заверили, что до окончания дискуссии никаких решений без учёта мнения профсоюзов, работодателей, научного сообщества принимать не планируется. По поводу необходимости решения вопроса о субсидировании работодателям льгот для северян из федерального бюджета в ведомстве сообщили, что «существующие правовые и экономические механизмы позволяют работодателям выработать оптимальные решения по предоставлению работникам гарантий и компенсаций»” (http://www.regnum.ru/news/1886770.html), – но потом (после “окончания дискуссии”) может быть всякое.

24 января около пяти сотен (http://www.unionstoday.ru/news/2015/01/26/20161) авиадиспетчеров московских аэропортов вышли на митинг, устроенный Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров и Конфедерацией труда России во Внуково (http://www.solidarnost.org/news/Vo_Vnukovo_aviadispetchery_trebovali_osvobozhdeniya_kolleg.html). Собравшиеся потребовали освобождения из-под стражи своих товарищей, – Романа Дунаева, Светланы Кривсун и Александра Круглова, – схваченных стражами буржуазного порядка в октябре прошлого года, после авиакатастрофы, в которой погиб крупный французский капиталист де Маржери. Помимо того, что было известно с самого начала: “В ночь с 20 на 21 октября 2014 года самолет с главой компании Total Кристофом де Маржери на борту во время взлета врезался в снегоуборочную машину, в результате чего все, кто находился в самолете, погибли”, – в январе нынешнего года выяснились ещё кое-какие подробности, имеющие, возможно, самое прямое отношение к случившемуся во Внуково: “Государство возместило оператору «Харягинского СРП», которым является компания Total, $480 млн затрат на создание системы утилизации попутного нефтяного газа. Однако эта система так и не заработала, сообщает Счетная палата. При этом оператор (Total) разорвал контракт с подрядчиком на поставку и установку оборудования по переработке газа. «В частности, проверка в очередной раз показала, что система утилизации газа по «Харьягинскому СРП» так и не создана. Модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа не проведена, сроки начала утилизации газа по контракту сорваны. В результате в 2013 г. 78% добытого попутного нефтяного газа было сожжено на факелах. Контракт с подрядчиком на поставку и монтаж специального технологического оборудования оператором проекта был расторгнут. При этом фактические затраты на его реализацию по состоянию на 1 сентября 2014 г. составили $480 млн, которые были полностью возмещены государством” (http://www.vestifinance.ru/articles/51959). То есть, “пророссийский предприниматель” де Маржери и его подчинённые, оказывается, увели из бюджета буржуазной России (и её “национального лидера”) почти полмиллиарда американских долларов; это обстоятельство намекает на то, что, с одной стороны, гибель де Маржери (после которой его преемники могли, пожалуй, стать более сговорчивыми) была выгодна кому угодно, только не внуковским авиадиспетчерам… но, с другой стороны, Дунаева, Кривсун, Круглова и всех, кого в связи с этим делом схватили, теперь могут посадить очень и очень надолго…

31 января в посёлке Врангель (Приморский край) Российский профсоюз докеров (входит в КТР) устроил митинг в поддержку вожака докеров приморского Восточного порта Л.Тихонова, брошенного в застенки по надуманным обвинениям (http://www.solidarnost.org/news/V_Primorskom_krae_proshel_miting_v_podderzhku_osuzhdennyh_profaktivistov.html).

Прежде, чем закончить, следует отметить ещё, что российским профсоюзам всё меньше нравятся “антикризисные” меры, предлагаемые буржуазным начальством разных уровней. Так, профсоюзы работников “государственных монополий” выступили резко против “заморозки” зарплат, предложенной буржуазным правительством (http://www.solidarnost.org/news/news_5150.html). Профсоюзы Забайкалья возмутились урезанием социальных льгот и введением дополнительных “критериев нуждаемости” (http://www.solidarnost.org/articles/Zabaykal_skie_profsoyuzy_protiv_urezaniya_sotsial_nyh_l_got.html), а профсоюзы Сталинградской (временно – “Волгоградской”) области выступили против двукратного увеличения расценок на услуги жилищно-коммунального хозяйства (http://www.solidarnost.org/news/Volgogradskie_profsoyuzy_protiv_dvukratnogo_uvelicheniya_tarifov_na_uslugi_ZhKH.html).

И, наконец, напоминаем каждому из наших читателей, что представленный Вашему вниманию обзор составлен на основе данных, опубликованных в российских буржуазных средствах массовой информации и представляющих собой, в любом случае, взгляд капиталистов или, в лучшем случае, мелких буржуа на рабочее движение; некоторые из этих СМИ, к тому же, являются государственными (“Вести”, РИА Новости, “Маяк” и др.) либо контролируются людьми, близкими к государственной власти (“Regnum”), – это, поскольку российское государство сегодня является государством буржуазным, означает, что если они и признают неправоту отдельных капиталистов в противостоянии с рабочими, то ими никогда не будет признана порочность всей системы капиталистических производственных отношений. Авторы обзора, не имея в настоящее время прочной связи с российским рабочим движением, вынуждены смотреть на него глазами буржуазных журналистов, то есть, по сути дела, глазами капиталистов, – последствия этого преодолеть, к сожалению, удаётся не всегда, потому мы призываем наших читателей к критическому осмыслению предлагаемых материалов, особенно в том случае, если кто-либо из наших читателей является непосредственным участником или очевидцем описываемых событий.